марта 08, 2009

Грустное варенье

Когда-то давно, лет пятнадцать назад, приключилась со мной такая история. Середина 90-х, всеобщее безденежье, супермаркеты еще назывались гастрономами, а инфляция чуть не каждый месяц дописывала на ценниках ноль.
Что-то я покупала из продуктов и, дожидаясь в длинной тоскливой очереди внимания продавца, заметила маленькую, сгорбленную жизнью и безнадегой старушку в шелковом голубом платке. Как и вся очередь, она тоскливо разглядывала витрину, когда вдруг тусклые бесцветные глаза ее загорелись, а на тонких губах заиграла полуулыбка-полунадежда. Когда-то модный кошелечек-поцелуйчик был временно отправлен в черную потрепанную сумочку, а из нее был извлечен белоснежный платок с красивой вышивкой. Сосредоточенно шевеля губами, старушка принялась считать извлеченные из голубых васильков платочка аккуратные стопочки монет. Руки ее дрожали не то от дряхлости, не то от охватившего ее возбуждения. Чуть не роняя монеты, она переводила взгляд со своего накопленного богатства на витрину, и вновь и вновь принималась шевелить губами, в надежде, что все-таки она обсчиталась в прошлый раз, и хватит ей драгоценных медяков на вожделенную покупку.
Глаза потухли, морщинистые руки безвольно опустились. С веселым цокотом разлетелась по каменному полу магазина её надежда. Мрачная очередь безучастно взирала как она на коленках, не щадя хрустящей чистотой заплатанной юбки в цветочек, беззвучно рыдая, высматривала свои разбежавшиеся медяки.
- Бабулечка, вот еще ваши монетки. Вам не хватает? Что вы хотели купить?
Гордо выпрямилась, смеряла меня презрительным взглядом:
- Милостыню подаешь? Так я не прошу.
Как я, сопливая студентка, годящаяся даже не во внучки – в правнучки, со стипендией, которой не хватает на проезд в институт и обратно, осмелилась даже подумать о таком кощунстве!
И опять такой тоскливый взгляд в недра витрины.
Варенье! Я поняла! Литровая банка вишневого варенья! Еще вчера его не было в магазине, а сегодня вкусного цвета, с яркой нашлепкой, стеклянная банка воцарилась в самом верху витрины, над дефицитными водкой, сахаром и сардиной в масле.
Нарядный васильковый платочек спрятан, из кошелька куплен пакет молока и полбуханки хлеба. И снова взгляд на банку варенья, способную превратить скромный ужин в праздник…
- Бабушка, вы потеряли! Вот, смотрите, еще деньги!
Протягиваю горсть судорожно нарытых по карманам полтинников.
Недоверчивый взгляд, протягивает руку, но тут же одергивает. Очередь начинает нервничать. Беру быка за рога:
- Доставайте свой платочек, я помогу вам быстро посчитать, вдруг вам хватит еще что-нибудь купить.
Продавщица, неожиданно сменила маску усталости и раздражения на заинтересованность, предварительно гавкнув на очередь. Для профилактики, чтоб не возмущались.
- Да-да, бабуля, ты ж еще что-то хотела купить? Дай девчонка молодая тебе поможет посчитать, быстрее ж будет, ты ж вишь, какую очередь уже насобирала. Щас, пока будешь пересчитывать, они революцию устроят! Что доставать?
Ошарашенная таким напором бабушка сдается, протягивая мне свою казну.
- Мне бы варенья, воон там, вверху. Вишневое. Мое любимое. Я вот тут по чуток, по копеечке мелочевку собирала, мож когда леденцов грамм сто купить, или рафинад. Считай, внучечка, сдается мне и вправду должно хватить на баночку. Так сладкого хочется. Как перед смертью!

Пока пышнотелая продавщица строит пирамиду из ящиков, убеждаюсь, что до банки варенья если по копеечке, то тут еще копить и копить. Старушка во все глаза смотрит то на меня, то на продавщицу, то на банку варенья. Ловлю, наконец, заинтересованный взгляд прожженной работницы торговли:
- Да, бабушка, хватает на варенье, еще и сдача остается!
Отгребаю часть медяков обратно в платочек. С сомнением забирая свое богатство, старушка бросает недоверчивый взгляд на продавщицу. Та, быстро накрыв рукой монетки на прилавке, радостно машет головой, другой рукой протягивая банку.
Не веря своему счастью, бабулька дрожащими руками складывает монетки в аккуратную стопочку, завязывает платочек и никак не может попасть им в сумку. Нахмурившись, продавщица решительно забирает банку, выплывает из-за прилавка и лично запихивает варенье бабке в сумку, что-то бурча про «разобьешь, не дай бог, по пути, еще в ящик с горя сыграешь».
Медленно, нетвердыми шагами, опираясь на палку, старушка бредет к выходу. На лице ее застыла блаженная улыбка, блеклые глаза вдруг стали голубыми, как её когда-то модный венгерский платок, и даже впалые щеки чуть тронул румянец.
Расплачиваюсь за свой хлеб и печенье с учетом бабкиной банки варенья. Продавщица, пристально глядя мне в глаза, дает сдачи больше чем надо:
- Давай пополам! Ты тож, смотрю, не Рокфеллер.

Выйдя из гастронома, натыкаюсь на старушку. Присев на ящик из-под пива она опять и опять считает содержимое своего платочка. Радость, недоумение, предвкушение праздника одновременно написаны на ее таком уставшем от тягот жизни лице. Увидела меня, нахмурилась, поманила скрюченным пальцем:
- А ты не врешь, внучечка, что хватило?
Молча протягиваю ей пачку печенья. Оттолкнула.
- Как же Вы варенье есть будете? Без печенья никак нельзя. Возьмите, пусть это подарок Вам будет… на 8 марта…
Хмыкнув про то, что вообще-то сентябрь на улице, все-таки взяла печенье. Не дожидаясь, пока она передумает, быстро ухожу за угол магазина. Оглядываюсь. Сидит бабуля на ящике, нежно обнимает и гладит свою черную сумку с хлебом, молоком и вареньем и что-то ей шепчет. Издалека кажется, что это бабушка, качая, задумчиво мурлычет колыбельную внучку-младенчику в черной пеленке.

Прошло много лет, я уже сто раз забыла эту историю, не тронувшую меня тогда, абсолютно. А сегодня, 8 марта, мне приснилась эта маленькая старушка в голубом шелковом платке, нежно обнимающая банку варенья. Хоть и не отличаюсь особой сентиментальностью, но все же не могу уснуть от невесть откуда взявшихся слез. Схожу, пожалуй, в погреб, возьму банку варенья, открою, и съем пару ложек на брудершафт со строгой бабулей. Я ведь тоже люблю вишневое.

7 комментариев:

  1. Классно
    ты так красиво пишешь!
    Ленчик, я тебя просто абажаю!
    так трогательно! прямо-таки вижу ту бабулю..

    ОтветитьУдалить
  2. Оценка "Круто" мне не сильно нравится, но написано - замечательно! Кратко, но за душу берет. И очень, на мой взгляд, эмоционально и красочно получилось. Как будто я возле вас в очереди стояла:)

    ОтветитьУдалить
  3. Лена. Ты просто молодец. Так написала красиво. Я когда вижу таких бабушек, внутри все комкается, и так стыдно... даже не знаю за что.
    Это Настя, настяпар.

    ОтветитьУдалить
  4. За такие вещи я тебя очень уважаю. Евгения2006

    ОтветитьУдалить
  5. и я люблю вишнёвое... браво, Леночка! как наяву всё видела... мы с тобой ровесницы и я очень хорошо помню то время... эти страшно-грустные очереди и глаза бабушек. Иса.

    ОтветитьУдалить
  6. плачу....очень стало жалко эту гордую опрятную бабушку.
    умничка! и в плане, поступка и рассказ - он просто бесподобен!!!
    подумалось, что мы все ужасно зачерствели, и не замечаем вокруг ничего дальше своего "носа", а часто чуть внимания, и кто-то станет хоть немного счастливей.

    ОтветитьУдалить
  7. И я плачу... Очень сильно написано! Уже в который раз перечитываю и каждый раз (простите за тавтологию) перед глазами образ этой бабули... грустно.

    ОтветитьУдалить